Фильм «За Маркса» 2012 года

«Кризис. 2010 год», — гласит открывающий титр. Сталевары пока не думают про кризис — они просто едут на работу. Трясется старый «пазик», звучат обыденные пустые разговоры: кто-то сделал крышу на дачу, кто-то вчера видел по телевизору передачу про зубров. На первой остановке в автобус подсаживается мужичок с вкрадчивым голосом — и начинает рассказывать рабочим о том, что руководство завода собирается понизить зарплаты и провести сокращения. Есть решение — не подписывать никакие бумаги, вступать в независимый профсоюз. Покричав: «О себе надо подумать, а он все о зубрах да о зубрах», мужики выходят из автобуса. Приехали. Разговоры о профсоюзе и необходимости выступить за свои права, прекратив безнаказанное унижение трудящихся, продолжатся и в раздевалке, и в цехе, и в душе. В то же время в кабинете высшего руководства — владельца завода (Владимир Епифанцев) — звучат совсем другие речи. Олигарх зациклен на Родченко и требует у подчиненных 3 миллиона долларов налом — в Лондоне вот-вот откроется аукцион. Вопрос с профсоюзом и собирающимися бастовать рабочими тоже будет поднят. «Кончай их», — прикажет подчиненному владелец.

«За Маркса…», кажется, первый отечественный фильм за долгое время, всерьез моделирующий ситуацию трудового конфликта — причем посредством разговоров о марксистских историках (каковым работяги считают, например, Покровского) и киноклуба, где крутят Годара и Аскольдова — первый час логично смотрится трагикомедией. Мир рабочего класса Светлана Баскова изображает, не чураясь гротеска, порой совсем примитивного (чего стоит только падение мастера цеха со стула во время особенно пылкого совещания). Абсурдными кажутся и попытки одного сталевара объяснить другим феномен французской «новой волны», и кокаинистская пластика и тирады представителей олигархического класса. Но Баскова не пытается отобразить врожденную калечность любых подлинных (а попытка пролетариата объединиться — сюжет безусловно подлинный) сюжетов русской жизни, нет. Абсурд в «За Маркса…» незаметно — но неотвратимо — оборачивается трагедией, причем почти шекспировской по перипетиям, с похоронами и братоубийством. Подтекст здесь даже не в невозможности трудового братства в условиях современной России — а в невозможности братства любого. Даже кровного. Вот разве только кровавое, впрочем, увы, возможно, смотреть https://cultmoscow.com/kino/film-za-marksa-2012-goda/

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.